Выдающийся пожарный России, Герой Чернобыля, Герой Российской Федерации
генерал-майор внутренней службы Владимир Михайлович Максимчук

 

"Перед лицом грозных опасностей". Трагедии в Армении, Ионаве, Баку.

Главное назначение спасательной службы (1988г. – 1991г.)

V. Статья Владимира Михайловича Максимчука в центральной печати
"Перед лицом грозных опасностей", январь 1990г.

Статья "Перед лицом грозных опасностей", написанная в начале 1990 года полковником внутренней Владимиром Михайловичем Максимчуком, Первым заместителем начальника ГУПО МВД СССР, была опубликована в центральной печати в преддверии создания специализированных подразделений для проведения первоочередных аварийно–спасательных работ на базе пожарной охраны. Передаю без сокращений.

"В контексте процессов, происходящих в нашей стране, все более остро и настойчиво встает проблема обеспечения безопасности человека и сохранения окружающей среды; во всем мире приобрели совершенно новые "качественные" характеристики пожары, аварии, катастрофы и стихийные бедствия, количество которых в последние годы резко увеличилось. По далеко не полным данным, охватывающим только крупнейшие промышленные катастрофы нынешнего столетия, более половины из них (56 %) разразились в течение двух последних десятилетий, причем каждая третья падает на восьмидесятые годы. Одновременно увеличивается их разрушительный эффект. На жертвы промышленных катастроф XX века, происшедших после 1980 года, приходится 47 % погибших и более 40 % раненых. Аналогичные данные можно привести и по нашей стране.

Чернобыль, Новороссийск, Каменская, Арзамас, Бологое, Свердловск, Алма–Ата, Уфа, Ионава, Спитак, Ленинакан, кишлаки Гиссарской долины... Вот далеко не полный перечень ставших печально известными населенных пунктов, где за сравнительно короткий срок произошли катастрофы, последствия от которых далеко выходят за рамки "обычных". Народному хозяйству нанесен многомиллиардный ущерб. Многотысячны людские потери... Пожарная охрана внесла немалый вклад в ликвидацию последствий названных и других катастроф. Он по достоинству оценен общественностью и Правительством. Только в 1989 году более 250 работников пожарной охраны удостоены государственных наград.

Исторически сложилось так, что пожарная охрана практически всегда принимает на себя "первый удар" в указанных ситуациях. Дело в том, что из всех служб, привлекаемых для ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий, на пожарную охрану ложится наиболее ответственная и трудная задача – проведение первоочередных аварийно–спасательных работ. Последние могут длиться от нескольких минут до нескольких дней (кстати сказать, для ликвидации аварии вг.Ионаве мобильный отряд частей гражданской обороны прибыл только на вторые сутки), а именно в это время пожарная охрана действует, как правило, в одиночку, то есть тогда, когда не отработаны с достаточной четкостью вопросы поддержания связи, организации медицинского обслуживания, жизнеобеспечения личного состава и т.д. (Нет нужды доказывать, что от правильности первоначальных действий в этот период зависит успех всей дальнейшей работы).

С учетом всех этих обстоятельств Министерство внутренних дел СССР в начале 1989 года приняло ряд организационных мер по повышению боеготовности службы пожарной охраны к проведению первоочередных аварийно–спаса¬тельных работ при крупных пожарах, авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. В ее структуре создана сеть специализированных подразделений по проведению первоочередных аварийно–спаса¬тельных работ. Она включает в себя, в частности, семь региональных (с привязкой в основном к военным округам) специализированных отрядов, дислоцирующихся в Киеве, Ташкенте, Свердловске, Ростове–на–Дону, Новосибирске, Хабаровске и Реутове (Московская область). Согласно постановлению Совета Министров СССР № 1090 от 5 декабря 1989 года приказом МВД СССР объявлены штаты личного состава специализированного отряда ВПО УВД Камчатского облисполкома. Во всех других республиканских и областных центрах созидаются специализированные пожарные части. (Штатная численность специализированного отряда достигает в среднем 150 человек, специализированной части – 60 человек). Эти подразделения созданы в срочном порядке, до принятия решения Правительства о выделении дополнительной численности (иначе говоря, за счет существующей), вследствие чего произошло некоторое ее сокращение в других – без того не столь многочисленных – подразделений пожарной охраны. Исходя из задач, стоящих пред специализированными подразделениями, а также принимая во внимание богатый опыт аварийно–спасательных работ служб зарубежных стран (Англии, США, ФРГ, Италии, Японии, Швеции и др.), определены типовые штаты и нормы положенности специальной техники, обмундирования, приборов, индивидуальных средств защиты и прочего имущества специализированных подразделений. Региональный специализированный отряд включает в себя группу мастеров спасателей (48 человек), отделение химической и радиационной разведки (9 человек), группу водолазов (12 человек), здравпункт (5 человек), отделение кинологов (9 человек), группу связи (12 человек), службу технического обеспечения и снабжения (13 человек). В связи со сложностью и ответственность работы личного состава специализированных подразделений специальные звания по должностям в них предусмотрены на ступень выше, чем в других пожарных подразделениях. К личному составу, принимаемому на службу в специализированные отряды, предъявляются повышенные требования. Среди них, прежде всего, следует назвать высокие профессиональные качества, отличную специальную и физическую подготовку, психологическую устойчивость, способность грамотно действовать в особых условиях ликвидации крупных пожаров, аварий, катастроф, стихийных бедствий. В нормы табельной положенности специальной техники, оборудования, приборов, индивидуальных средств защиты и другого имущества специализированных подразделений включены краны повышенной грузоподъемности, аварийно–спасательные автомобили, автомобили технической, газодымозащитной службы, связи и освещения, компрессоры и лебедки на автомобильном шасси, коленчатые автоподъемники, грузовые автомобили с прицепами, передвижные рекомпрессионные станции, комплекты ручного, гидравлического оборудования и аварийно–спасательного инструмента, газорезательные установки, тепловизоры, приборы химической и радиационной разведки, индивидуальные средства защиты и оказания первой помощи пострадавшим, оборудование и средства связи, а также техника и оборудование для обеспечения длительной автономной работы, включая палатки, кухни, передвижные электростанции и т. д.

Работу по укомплектованию специализированных отрядов техникой и оборудованием планировалось завершить в первом полугодии текущего года, но из–за крайней ограниченности инвалютных средств МВД СССР, сделать этого не удалось, хотя по некоторым позициям норм положенности предполагалось сделать импортные закупки. Необходимую инвалютную финансовую помощь МВД СССР оказал ряд министерств и ведомств, в ведении которых находятся потенциально пожаровзрывоопасные объекты. Это дало возможность заключить контракты с зарубежными фирмами на закупку для региональных отрядов в Австрии – аварийно–спасательных автомобилей, в Голландии – комплектов гидравлического и пневматического оборудования, в Швеции – комплектов универсальных защитных костюмов для действий в химически агрессивной среде. Аварийно–спасательный инструмент и защитные костюмы уже получены специализированными подразделениями. В сравнительно короткие сроки проделана значительная работа по созданию материально–технической базы специализированных отрядов. Для них выделено, как правило, достаточное количество помещений и мест для стоянок техники, находившихся в распоряжении крупных отрядов и частей пожарной охраны.

Наиболее продуманно к решению этого вопроса подошли управления пожарной охраны МВД Узбекской ССР, ГУВД Мособлисполкома, УВД Свердловского облисполкома. В начале 1989 года в Московской области для размещения регионального специализированного отряда освобождено четырехэтажное здание управления пожарной охраны с гаражом на 12 боксов, ведется строительство ангара для стоянки техники. Управление пожарной охраны УВД Свердловского облисполкома передало отряду новое четырехэтажное здание общей площадью 4500 кв.м. с крытым спортивным комплексом; предусмотрено строительство еще одного помещения со специальным полигоном для подготовки личного состава. В Хабаровске, Новосибирске, Киеве, Ростове приняты решения крайоблгорисполкомов о возведении новых комплексов указанным подразделениям и выделении средств для этого строительства (с финансированием жилья для личного состава).

Успех становления специализированных отрядов в значительной мере определяется уровнем отработки их взаимодействия с войсковыми резервами, аварийно–спасательными службами других министерств и ведомств. МВД СССР и Министерство путей сообщения СССР определили порядок доставки сил и средств региональных специализированных отрядов железнодорожным транспортом к местам возможного выполнения работ. На его основе МВД, УВД, на территории обслуживания которых дислоцируются отряды, согласовали с железнодорожниками планы взаимодействия с предприятиями МПС по осуществлению срочных перевозок личного состава и техники. В конце прошлого года в отрядах проведены тренировки по отработке задач, вытекающих из этих планов. Совместно с Главным управлением внутренних войск МВД СССР составлены планы привлечения войсковых резервов для охраны общественного порядка в местах работы специализированных отрядов и выделения кинологов с собаками для ведения поиска пострадавших в завалах. Уточнены расчеты сил и средств, установлены схемы оповещения. При участии личного состава войсковых резервов проводятся штабные тренировки и тактико–строевые занятия.

Организационные вопросы становления и использования подразделений спасателей неоднократно рассматривались на координационных совещаниях (с приглашением на них руководителей управлений пожарной охраны МВД, ГУВД, УВД), на рабочем семинаре–совещании с начальниками УПО и региональных специализированных отрядов, которое было проведено на базе специализированного отряда ГУВД Мособлисполкома в октябре 1989 года. В совещании участвовали специалисты ГУВД МВД СССР, Медицинского управления МВД СССР, ВНИИПО МВД СССР, Высшей инженерной пожарно–технической школы МВД СССР и журнала "Пожарное дело". В ходе демонстрационных учений на полигоне гражданской обороны вг.Химки (Московская область) демонстрировалась готовность вышеупомянутого отряда выполнять отдельные виды аварийно–спасательных работ. При непосредственном участии ГУПО и ВНИИПО МВД СССР в ноябре 1989 года на базе Высшей инженерной пожарно–технической школы МВД СССР состоялась научно–техническая конференция, рассмотревшая новые подходы к использованию пожарной охраны при проведении аварийно–спасательных работ. Сотрудники главка и ВНИИПО приняли также участие в научно–технической конференции в Академии МВД СССР по проблемам повышения готовности органов внутренних дел к охране общественного порядка и повышения безопасности в особых условиях.

Таким образом, по нашему мнению, усилия, предпринимаемые МВД СССР в очерченных направлениях, всемерно способствуют созданию государственной системы экстренного реагирования на чрезвычайные ситуации. Благодаря этому возникают определенные предпосылки для объединения всей ведомственной аварийно–спасательной службы, а значит и для реагирования на любые масштабные происшествия более мощными подготовленными силами. Однако следует отметить, что существует ряд проблем, требующих безотлагательного решения. Сегодня остается крайне низким уровень технической оснащенности создаваемых аварийно–спасательных подразделений. Объяснение этого, как нам кажется, кроется в том, что аварийно–спасательная техника и оборудование у нас в стране практически не выпускаются, а на их закупку за рубежом, как упоминалось выше, нет валютных средств. В пожарной охране создалось крайне сложное положение с оснащением пожарной техникой, в том числе и той, которая предназначена для выполнения аварийно–спасательных работ. Общая потребность в этой технике удовлетворяется не более чем на 60 %, а по отдельным специальным машинам обеспеченность ею не превышает 6 %.

Между тем, некоторые виды специальных машин (автомобили технической службы, связи и освещения, газодымозащитной службы, аварийно–спасательные, автолестницы и подъемники высотой 45–50 м и др.), то есть те, которые необходимы для использования в сложных аварийных ситуациях, в промышленном производстве не освоены или выпуск их прекращен из–за недостаточности производственных мощностей. Оказались нереализованными мероприятия бывшего Минстройдормаша СССР по выполнению постановления Совета Министров СССР № 655 от 15 июля 1977 года об увеличении производства пожарной техники, повышении ее технического уровня и развитии производственной базы. Под угрозой срыва находятся решения Правительства о создании и освоении выпуска специальной пожарной техники для защиты магистральных нефтегазопроводов, атомных электростанций, а также проведения аварийно–спасательных работ. Остро стоит вопрос о производстве кислородных изолирующих противогазов, потребность пожарной охраны в которых удовлетворяется Минавиапромом СССР лишь на 11 %. Положение дел с выпуском пожарной техники усугубляется еще и тем, что она исключена из состава государственного заказа на выпуск и поставку продукции. В инстанциях пока нет ясности относительно планирования ее производства и поставки в порядке, принятом для оборонной промышленности.

Очевидно, что без решения перечисленных и других проблем в части технического обеспечения аварийно–спасательных служб создать эффективную общегосударственную систему безопасности и борьбы с авариями, катастрофами и стихийными бедствиями будет крайне сложно. Не менее важной является проблема организации взаимодействия ведомственных аварийно–спасательных служб в экстремальных условиях. Необходимо в кратчайшие сроки определить принципы предварительного планирования совместных действий аварийно–спасательных служб и организации управления ими, изыскать возможности оперативной переброски сил и средств к месту работ с использованием авиации, разработать соответствующие рекомендации для республиканских, краевых и областных комиссий по чрезвычайным ситуациям. В связи с этим предлагается создать при Государственной комиссии Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям межотраслевой штаб аварийно–спасательных служб. На него можно было бы возложить функции проведения единой политики в создании и организации производства технических средств для ведения аварийно–спасательных работ, предварительного планирования, организации управления и взаимодействия служб при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях.

По решению 42–й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 90–е годы объявлены международным десятилетием по уменьшению опасности стихийных бедствий, поэтому не случаен интерес ряда крупнейших зарубежных стран к вопросам сотрудничества в этой области. В настоящее время готовятся межправительственные соглашения СССР с ФРГ, Италией, Швецией и США о взаимной помощи при стихийных бедствиях или крупных авариях. Пожарная охрана видит себя активным участником этого сотрудничества. ГУПО МВД СССР и подведомственные ему подразделения на местах стремятся сделать все необходимое для того, чтобы специализированные аварийно–спасательные отряды могли своевременно и во всеоружии встретить и отразить угрожающие безопасности и здоровью людей различные катастрофические опасности, откуда бы они ни исходили. Для достижения этой цели важно добиться полного осуществления требований приказа МВД СССР № 59 от 29 марта 1989 года".

По материалам романа Людмилы Максимчук «Наш генерал» и монографического труда «Чернобыльский словарь человечества»