VII. Московский гарнизон пожарной охраны. Учебный полк (1976г. – 1978г.)
Следующий этап – Учебный полк (1976г. – 1978г.), здесь новобранцев предстояло «ввести в профессию», а затем отправлять в войсковые части столичного гарнизона.
«С целью укрепления руководящего состава 12–го отряда ВПО руководство Управления пожарной охраны возбудило ходатайство о назначении капитан–инженера Максимчука В.М. заместителем начальника 12–го отряда – начальником штаба ВПО. Учитывая изложенное, считаем возможным согласиться с предложением…»
Из заключения о назначении на должность, утверждено зам. начальника ГУВД Мосгорисполкома генерал–майором милиции Д.З.Киселевым 19 августа 1976г.
В памяти многих, знавших его в тот период, Владимир Михайлович остался именно начальником штаба Учебного полка. Учебный полк — это прямое попадание, совпадение его планов и идей с идеями и задачами подразделения, предназначенного обучать молодых солдат профессиональному мастерству, искусству тушения пожаров, подчас — «высшему пилотажу»: и пожар потушить, и в живых остаться. Роль Владимира Михайловича как начальника штаба полка была огромна; для него было важно донести смысл и содержание профессии пожарного до своих подчиненных, своих «детей». Он «держал в руках» весь учебный процесс, проводил занятия с офицерами, сержантами, рядовыми как по вопросам службы, так и по программе боевой подготовки, укреплял материальную базу, заботился о бытовой стороне жизни. Отмечали: часто уже по внешнему виду и предварительной беседе мог судить, что за человек перед ним. Отмечали также: его интересовал не внешний лоск, а существо вопроса; подчас проявлял педантичную строгость, но всегда был справедлив в своих требованиях. Ни на секунду не отрывался от дел – пребывал на боевой подготовке, на разводах, на стрельбах, на маршах, на строевых смотрах, на дежурствах, на совещаниях, на пожарах, и другого не мыслил для себя.
Командир Учебного полка, Герой Советского Союза, полковник Постевой Сергей Игнатьевич, делился с Владимиром Михайловичем своими знаниями и опытом, поощрял его начинания (а часто – просто не мешал, хотя мог бы!), поэтому их сотрудничество оказалось плодотворным. Владимир Михайлович работал окрылено, и подчиненные чувствовали это. Капитан Мксимчук проявлял исключительное трудолюбие; его принципиальность и вдохновение другим, и в этом не было фальши или показной патетики, в этом была личность Максимчука – он этим жил, жил по–настоящему, и другой жизни не представлял. Под его руководством был значительно улучшен и укреплен учебный процесс, обновилась и усовершенствовалась вся учебно–материальная база отряда. Многие учебные классы были вновь переоборудованы и оснащены всем необходимым – в ногу со временем. Особенно – учебные классы пожарно–технического вооружения, тактики, автодела.
В отряде был создан методический кабинет, где имелись образцы планов–конспектов, различные рекомендации, указания по проведению работ с курсантами. Для этих ребят, для их воспитания, обучения и образования, Максимчук никогда не жалел своего времени, не считался с затратами личного труда, уделяя необходимое внимание каждому курсанту. Это оказывало положительное воздействие на качество обучение и духовное состояние обучающихся.
Он учил офицеров замечать в курсантах главное, развивать в них лучшие качества и умения. И сам – среди молодых офицеров и солдат стремился разглядеть умелых и талантливых людей, всячески способствовать их образованию, продвижению и развитию. Многих из них – "заразил" любовью к пожарной охране, многим другим, как это говорится, Максимчук "подписал путевку в жизнь".
…Кто–то называл его жутким "придирой" и "педантом", а кто–то – уважал и ценил его заботу, ощутив эту заботу на себе. Начальника штаба интересовал не внешний лоск, а существо дела. Например, регулярно снимал пробу блюд в столовой – узнать, хорошо ли кормят солдат. Дома у меня спрашивал, как нужно готовить определенные блюда, какие жиры лучше не брать, чтобы желудок не испортить – это важно; говорил, что за время службы ребята питаются не так, как дома привыкли, зарабатывают гастриты и язвы на всю жизнь, а то и хуже… Если кого положат в лазарет или госпитализируют, интересовался, как лечат, как самочувствие, как идет на поправку. Иногда при необходимости (рассказывал мне сам) проверял, например, правильно ли молодые солдаты научились наматывать портянки – заботился, чтобы они ноги не стерли. Видит, кто–то хромает, окликнет и останавливает его, просит разуться – смотрит, в чем причина, показывает, как надо навернуть ту портянку. И такое бывало нередко. Спрашивал, пишут ли из дома, пишут ли домой… Вообще был проникнут заботами о подчиненных и подопечных. А дел с ними было по горло, особенно с самыми молодыми ребятами – так помнится еще и с начальных шагов службы, когда работал на предыдущих должностях. Начальник штаба бывал строг, стараясь быть при этом справедливым. Да, был справедлив – по свидетельству многих подчиненных. Следил, чтобы вовремя каждому выпадал краткий отпуск (а родные места у большинства были не так–то близко). Также следил, чтобы и офицеры отдыхали вовремя. Разбирался с "самоволками" и... несчастными случаями, были, к его сожалению, и такие.
Были – и тяжелые, вопиющие, досадные происшествия, которые просто выбивали из сил. Об этом долго переживал… Себе же воли не давал; даже при самых затруднительных семейных обстоятельствах себя выходными и отпусками не баловал.
* * *
Зимой Учебный полк базировался на Звездном бульваре, летом – в загородном лагере «Космос». Под руководством Максимчука и создавался этот учебный центр «Космос», где развернулось большое строительство, в том числе, комплекс психологической подготовки пожарных, летний стадион со спортивными тренажерами, учебная пожарная башня и стометровая полоса. Говорят, что без Владимира Михайловича вряд ли удалось бы создать такую базу – и на Звездном, и в «Космосе».
По материалам романа Людмилы Максимчук «Наш генерал»